ГАТЧИНА - ГОРОД ИННОВАЦИЙ!

Первая подводная лодка...

БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

01 / Икономия и экологическое образование

Становление целостной личности происходит в процессе познания, прежде всего, познания Бога, мiра и самого себя. «Бóгъ сотвори́вый мíръ и вся́, я́же въ нéмъ, сéй небесé и земли́ Госпóдь сы́й, сáмъ дая́ всѣ́мъ живóтъ и дыхáнiе и вся́:» (Деян. 17,24-25) Оказывается, у Бога, или точнее в Боге, уже все есть. Таким образом, процесс познания Православие видит на пути «обóжения», приближения человека к Богу – Источнику всего уже существующего. Этот принцип очень точно выражен Христом: «Ищи́те же прéжде цáрствiя Бóжiя и прáвды егó, и сiя́ вся́ приложáтся вáмъ»(Мф. 6,33).

 

Познание Бога, а значит познание и мiра невозможно без познания человеком самого себя. «Сé бо цáрствiе Бóжiе внýтрь вáсъ éсть».(Лк. 17,21) Именно изнутри, через свою душу человек и приходит к Богу. «Цáрствiе небéсное нýдится»(Мф. 11,12), а значит истинное самопознание есть по-двиг, то есть движение или стремление к Совершенному Святому Идеалу Чистоты и Истины, то есть к Богу (обóжение). Данная заданность к обóжению является базисом для формирования механизма развития всего сотворенного и, прежде всего, человека. Христос говорил: «Бýдите ýбо вы́ совершéни, я́коже Отéцъ вáшъ небéсный совершéнъ éсть».(Мф. 5,48) Такое искание Бога неизбежно приводит к преображению человеком всего своего бытия, от личного внутреннего делания – к изменению окружающей действительности, в том числе и общественного устройства сообразно с Божественными идеалами святости, потому как и́стина Госпóдня пребывáетъ во вѣ́къ. (Пс. 116,2)

 

Дело устроения мира в соответствии с евангельскими заповедями Любви, или Икономи́я (греч. οικονομία) – есть Божественное Домостроительство – осуществление Бога в мiре и действие в отношении созданного Им мiра и человека в виде нетварных Божественных энергий.

Икономи́я – это закон духовного развития мiра и человека. Апостол Павел указывает и на Исполнителя этого закона – Христа: «Сказáвъ нáмъ тáйну вóли своея́ по благоволéнiю своемý, éже прéжде положи́ въ нéмъ, въ смотрéнiе исполнéнiя (греч. εις οικονομίαν) времéнъ, возглави́ти вся́ческая о Христѣ́ я́же на небесѣ́хъ и я́же на земли́ въ нéмъ» (Еф. 1:9-10)

 

С понятием икономи́и неразрывно связано понятие Икологи́я (греч. oικολογία). В буквальном понимании икологи́я (или на западный манер: эколóгия) есть наука о Божественном Домостроительстве, наука изучающая духовные законы бытия мiра и человека в нем. Правильное формирование, становление и развитие личности в своей полноте и как изначального образа Божия, и как уподобления Ему во Христе, возможно только в соответствии с икономи́ей, то есть духовными законами развития мiра и человека. Поскольку главной задачей – миссией – русской парадигмы образования является становление целостной личности человека, необходимо основать образовательный процесс на фундаментальных духовных законах Божественного Домостроительства. В данном случае речь идет о концепции икологического (далее будем  использовать более привычное нам западное произношение: экологического) образования.

02 / Воспитание — основа экологического образования

В икономическом ракурсе образовательный процесс в рамках русской парадигмы образования неразрывно связан с воспитанием человека. Более того, ставя главной целью образовательной деятельности – становление целостной личности, именно воспитательная деятельность становится фундаментальной основой экологического образования.

 

Воспитание начинается в семье. Воспитать ребенка — значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит гордиться, за которую стоит бороться и умереть. Получить такое воспитание ребенок может только у духовно осмысленного семейного очага, где ему будет дано органически почувствовать всенародное единение и единство. Не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей Родины.

 

Семья как естественная и первоначальная школа жизни призвана: подарить ребенку два священных первообраза – первообраз мужчины как благочестивого отца, воина и защитника семьи, дарующего питание и безопасность, справедливость и разумение, и первообраз женщины как целомудренной матери, несущей любовь, заботу и милость, а также передавать из поколения в поколение православные духовно-религиозные, русские национальные традиции и ценности, научить ребенка верному восприятию авторитета, и быть для ребенка естественной школой свободы, в сочетании с ответственностью и дисциплиной.

Наряду с семейным воспитанием и школьным образованием, целостное становление личности человека невозможно без соборного – церковного, государственного и общественного – участия в воспитательной деятельности. Церковь благословляла такое нравственное устроение и направляла воспитательный процесс к духовным первоосновам, к евангельским идеалам – Любви и Добра. Если воспитание в семье с детства закладывает в человеке основы первообразов мужчины и женщины, в основе которых находятся личностные качества отца и матери, то общественное, государственное и церковное воспитание раскрывает гендерные архетипы через призму духовно-нравственных, культурных, патриотических и социальных ролей человека.

 

Если семья и Церковь являются естественной, первоначальной школой формирования личности, то последующим и не менее важным этапом совершенствования подрастающего человека становится другая школа – учебно-воспитательное учреждение. В прежние времена внешний мир вступал в жизнь опосредствованно и облагороженно. Именно семья и Церковь ограждали подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяли в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидали духовный фундамент нравственности и доброкачественности.

 

Церковь придавала этому нравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном тепле семейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеалам – Любви, Истины, Добра и Красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудных обстоятельствах жизни, отчаиваться и беспросветно погрязать в низменном и материальном.

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Икономи́я, или верховенство внутреннего нравственного закона, над законами внешними, указывает духовный смысл образования: «Ны́нѣ же отложи́те и вы́ тá вся́: гнѣ́въ, я́рость, злóбу, хулéнiе, срамослóвiе от ýстъ вáшихъ: не лжи́те дрýгъ на дрýга, совлéкшеся вéтхаго человѣ́ка съ дѣя́ньми егó и облéкшеся въ нóваго, обновля́емаго въ рáзумъ по о́бразу Создáвшаго егó» (Кол. 3,8-10) Взращенные на прочной духовно-нравственной основе научные знания, профессиональные навыки и компетенции, получат высокие евангельские духовно-нравственные ориентиры приложения и реализации интеллектуального потенциала и творческих сил личности и помогут человеку двигаться по пути к идеальной норме человеческого бытия.

01 / Икономическое познание

02 / Ориентация на прорывные
         инновационные знания

С одной стороны икономи́я предлагает строить воспитательный процесс в соответствии с парадигмой: «изнутри – наружу» или «Хочешь изменить мир – измени самого себя». Действительно, «цáрствiе Бóжiе внýтрь вáсъ éсть». Именно изнутри, через свою душу, путем христианского подвига человек и приходит к Богу, а следовательно и к познанию сути вещей.

 

Другая не менее важная сторона икономического познания заключается в методе воспитания «изнутри – наружу». Безусловно, внутреннее делание, то есть духовная жизнь человека, открытая человеку в Священном Писании и подтвержденная опытным путем православной аскетики, в рамках образовательного процесса должна сводиться к преподаванию каждой естественнонаучной, гуманитарной или воспитательной дисциплины, открывая и научая видеть осуществление Бога, Его нетварных энергий в каждом предмете изучения.

Экологическое образование – есть почва для взращивания инновационных прорывных знаний. Поскольку «обóжение», то есть приближения человека к Богу – Источнику всего уже существующего, есть сущность экологического образования. Научные открытия, опирающиеся на икономическое познание, являются не столько в результате самой творческой активности человека, создающего что-то «новое», чего еще нет, сколько на пути подвига христианского совершенства. «Ищи́те же прéжде цáрствiя Бóжiя и прáвды егó, и сiя́ вся́ приложáтся вáмъ.»

 

 Именно стремление к идеальному состоянию является базисом для формирования механизма развития всего уже сотворенного Богом, хоть даже и еще не воплощенного. Постижение совершенства во Христе, очищение и сокрушение сердца человеческого – есть основа постижения Бога, а значит сути вещей и «новых» научных открытий.

03 / Правопреемственность духа (знаний,
        опыта, навыков) от учителя — ученикам

04 / Высокое качество образования

Экологическое образование определяет такие отношения между учителем и учениками, которые характерны были для раннехристианской эпохи и прообразом которых явились отношения между Христом и святыми апостолами – ученики, прежде всего учились быть Учителем. «Православие, – говорил отец Павел Флоренский, – не доказуется, а показуется».

 

Развить в человеке личностное начало невозможно без живого, непосредственного общения с духовно развитой личностью другого человека. Без такого общения нельзя познать самого себя. Увидеть в себе образ Божий можно только через зеркало иной души. И только таким образом мы можем приблизиться к познанию Бога. Личностное общение и передача личностного духовного опыта, научных знаний и профессиональных качеств и навыков учителем ученикам – правопреемственность духа — один из ключевых принципов экологического образования.

за счет:

 

  • расширения количества изучаемых дисциплин,
  • изучения православных богословских дисциплин,
  • развития системного мышления – изучение междисциплинарных взаимосвязей,
  • ориентации когнитивного процесса на парадигму «знаю-почему» («know-why»),
  • повышения интенсивности и скорости обучения благодаря применению современных образовательных технологий и методик (мультимедиа технологии, mindmaps и т.д.),
  • подготовки педагогических кадров (педагогическая семинария) в рамках русской парадигмы образования.

05 / Развитие талантов учащихся через дополнительные факультативные дисциплины (кружки)

Развитие слуха, вкуса, меры, чувства красоты, сочетание предметов, развивающих зрительное, слуховое, осязательное, эмоциональное и логическое восприятие позволяет познавать общие образовательные дисциплины полирепрезентативно, что важно для целостного формирования личности человека. Возможность освоения традиционных народных дисциплин позволит укрепить базовые элементы духовно-нравственно- культурно- этнической идентичности человека.

06 / Практическое освоение знаний и навыков

Возможность сочетать в Школе научную и практическую деятельность может способствовать снижению психологической нагрузки, вызванной интенсивностью образовательного процесса, а также способствовать углублению знаний по специальности и формированию практических навыков. Таким образом у выпускников Школы появляется возможность применять полученные знания на практике, что позволит по окончании Школы поступать в профильные ВУЗы и стажироваться либо в существующих организациях, либо начав свое дело.

07 / Непрерывность образовательного
        процесса

08 / Постоянное проживание учащихся
        (пансионат)

включает следующие ступени:

 

  • дошкольное образование (от 3 до 6 лет),
  • начальное общее образование (от 7 до 10 лет),
  • основное общее образование (от 11 до 15 лет),
  • среднее общее образование (от 16 до 18 лет).

 

 

Возможность непрерывного образовательно-воспитательного процесса в полной мере обеспечивает общежительство. С одной стороны, проживание на месте обучения позволяет оптимизировать время, необходимое на выполнение домашних заданий и дополнительных занятий.

 

С другой стороны совместное проживание учащихся способствует упражнению в добродетелях: терпении, смирении, благочестии и христианской любви друг к другу и к ближним. Кроме того, общежительство сильно сплачивает коллектив, формируя ученическое (студенческое и т.п.) братство, духовные узы которого бывают сильнее даже плотского родства.

09 / Раздельное обучение мальчиков
        и девочек

10 / Системное проектирование
        образовательной среды

Раздельное обучение дает возможность более сконцентрировано участвовать в воспитательно-образовательном процессе, не отвлекаясь на лиц другого пола. При этом сохраняется возможность общения с лицами другого пола во время совместного времяпрепровождения.

 

Также раздельное обучение помогает учащимся реально понять различия полов, в том числе и через углубленные специализированные знания. В отличие от совместного обучения раздельное обучение помогает сформировать целостную мужскую / женскую личность с учетом ее гендерных особенностей, социальных ролей и ролей в государственно- церковно- общественном служении.

Согласно этому подходу в качестве интегративного критерия качества образовательной среды рассматривается способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного развития и саморазвития. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого учащегося; возможность является в равной мере как фактором образовательной среды, так и поведенческим фактором развития личности. Для того чтобы использовать возможности среды, возможности, комплементарные потребностям учащегося и, таким образом, мотивирующие его деятельность, учащийся проявляет соответствующую активность. Образовательная среда рассматривается в функциональном единстве ее пространственно-предметного, социального и организационно-технологического компонентов. Проектирование всех компонентов осуществляется в контексте организации возможностей для удовлетворения потребностей каждого учащегося и педагога. Учащийся становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса.

НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Стратегической задачей Школы является организация непрерывного образовательного процесса дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования имеющего научно-прикладной характер. Вместе с программой Государственного федерального образовательного стандарта в рамках концепции экологического образования в Школе планируется реализовать научно-прикладные программы дополнительного образования с углубленным изучением отечественной истории, русской православной культуры, народных ремесел и основ экологического земледелия.

 

Научные и исследовательские работы, а также практическое применение знаний и освоение профессиональных навыков выпускники Школы смогут реализовать на территории агроэкологического заказника «Гусинка» в Волосовском районе Ленинградской области. Проект АЭЗ «Гусинка» создавался и реализуется Общественным Фондом «Миротворец» совместно с Агрофизическим НИИ РАСХН, как смежный, неразрывно связанный с развитием Школы (зеленаякорзина.рф). Данная нацеленность Школы на реализацию идеи непрерывного образования от дошкольного образовательного учреждения до гарантированного рабочего места полностью согласуется с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Экологическое земледелие — это альтернативная существующей экологически ориентированная система ведения сельского хозяйства, социальной, экологической и экономической политики на земле, построенная на принципа икономии.

 

Развитие и внедрение экологически ориентированных систем сельского хозяйства, получение экологически чисты продуктов питания является одним из наиболее перспективных направлений развития современного отечественного сельского хозяйства и одновременно фактором, страхующим его от кризисов.

 

Экологическое земледелие — земледелие XXI-го века — века биотехнологий. Экологическое земледелие подразумевает существенные ограничения в использовании минеральных удобрений и химических средств борьбы с вредителями, а также механистической обработки почвы и растений. В основе экологического земледелия с одной стороны находится принцип эмерджентности, то есть дополняемости различных культур растений и животных, совместное выращивание которых дает синергетический эффект. С другой стороны экологическое земледелие делает акцент на внедрение и использование агробиотехнологий,применение биоорганических препаратов на основе микрооганизмов, которые улучшают питание растений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Особенностью образовательного процесса в Школе является, в первую очередь, его нацеленность на формирование целостной личности человека, происходящее в соответствии с традиционными для России православными духовно-нравственными ценностями и мировоззрением. В связи с этим, образование в Школе неразрывно связано с воспитанием учащихся. Основой воспитательного процесса в Школе является традиционная система корпусного воспитания русских кадет и офицеров, осуществляемая на основе положения и инструкций о кадетских корпусах от 1886 года, высочайше утвержденных императором Александром III.

Русское традиционное воинское корпусное воспитание, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского державного устройства, имеет главной целью подготовку юношей к будущей службе Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Богу и Отечеству, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.

Соответственно такой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие, патриотический долг и гражданскую ответственность, и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первенствующие значение в воспитании будущего русского офицера.

Существенной особенностью, отличавшей кадетское образование и воспитание является единство образовательных программ в данной системе. В своей целостности традиционная корпусная система воспитания позволяет решать задачи духовно-патриотического воспитания, восстановления исторической памяти, обретения и развития национального самосознания, победного мировоззрения и любви к Родине у молодежи России.

 

 

Для оптимизации воспитательного процесса в Школе организован Потешный кирасирский эскадрон имени святого благоверного князя Александра Невского в форме кадетских классов. Эскадрон, по замыслу, – преемник располагавшегося в Гатчине Лейб-Гвардии Кирасирского полка Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны.

Воспитательный процесс организовывается совместно с «Алексеевским потешным корпусом во имя Святого мученика Цесаревича Алексия».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Организация воспитательно-образовательного процесса в Школе строится в контексте решения триединой задачи: развития личности каждого учащегося – развития личности каждого взрослого (педагогов и родителей) – развития Школы. Образовательный процесс организуется таким образом, чтобы каждый школьник, педагог и родитель оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние всей образовательной среды. Таким образом, образовательная среда Школы выступает гарантом в достижении личностных задач (в том числе и воцерковления), поставленных как учащимися и их родителями, так и педагогами, а также успешности их совершенствования в различных аспектах: духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом и т.д.

Дополнительно в Школе планируется организовать образовательный процесс по следующим направлениям:

 

1) инновационные и прорывные технологии,
в том числе:

· робототехника

· биоматериалы и нано технологии

· кибернетика и системы искусственного интеллекта

· ресурсосберегающие технологии и эко-энергетика и др.

 

2) традиционная культура и искусство:

· русская традиционная певческая культура,

 

а также изобразительное искусство, хореография, народные ремесла, музыка, театральное искусство, каллиграфия и др.

 

 

В Школе осуществляется полная интеграция дошкольного, начального, общего основного общего, среднего общего и дополнительного образования. Индивидуальные образовательные траектории через механизм индивидуальных режимов жизнедеятельности включают в себя развивающие ресурсы как общего среднего, так и дополнительного образования учащихся, осуществляемого через кружковую (клубную) работу и индивидуальные занятия с учащимися: традиционная хореография, музыка, изобразительное искусство, спорт, моделирование, освоение современных информационных технологий и т.д.

Адрес:

188300, Россия, Ленинградская область,

г. Гатчина, пр. 25 Октября, д. 42, лит.А

© 2015 АНО ОУ "Школа имени императора Александра III"

Версия сайта 1.3